вторник, 11 марта 2014 г.

Домашние задания в 1 классе

Давно собиралась написать этот пост, но все руки, как говорится, не доходили. Вот, казалось бы, уже немного осталось до окончания 1 класса, а я взялась за эту тему. Наверное, все-таки хочу разобраться в ней.
Итак, по приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Об этом я неоднократно говорила родителям еще на первых собраниях, когда дети только пришли на подготовку. Я ясно изложила свою позицию насчет домашних заданий: я не буду нарушать СаНПиН! Читать, играть в дидактические игры, наблюдать за природой и окружающим миром, разговаривать - это именно то, что должны делать родители вместе с детьми!
Настал учебный год, и родители стали настаивать на том, что домашняя работа необходима. Я долго сопротивлялась, объясняя, что закон нарушать нельзя. Ну почему все решили, что дети разленятся, что во втором классе их не заставишь сесть за задания? Что они так и не научатся читать, писать и решать? Я успокаивала: на уроке мы успеваем сделать всю работу, что я должна задать по письму? Писать буковки? А вы знаете, что нагружая ребенка писанием бесконечных строчек букв, если ребенок еще не умеет правильно их писать, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Разве мы хотим добиться такого эффекта?
Ответственные и заинтересованные родители стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Главное сейчас - не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, сформировать универсальные учебные действия, необходимые для продуктивной учебной деятельности.


На мой взгляд, полезнее:

1) Читать вместе в ребенком. Можно по очереди. Главное, не натаскивать его на быстрое чтение, а привить любовь к чтению, книге. Обсуждайте прочитанное. Рассматривайте иллюстрации, фантазируйте.
2) Не загружать писанием букв в специально заведенных тетрадках! Развивать запоминание зрительных образов букв. И здесь на помощь придет ... чтение: чтение вывесок, газетных заголовков, объявлений, букв на компьютере и т.д.
3) Помогать ребенку осознавать смысл арифметических действий - например, определяйте вместе, где предметов больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не думайте, что умение называть числа до 100 - это признак математического склада ума. В игровой форме постоянно повторяйте состав чисел до 10, и ребенок постепенно без помощи наглядных образов запомнит все случаи.
4) Постоянно обращать внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира - это лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5) Мастерить вместе с малышом! Сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками.
6) Наблюдать и разговаривать, обсуждать с ребенком всё, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, монитора). Хвалить его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивать, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
7) Любить успехи и неудачи ребенка. Быть с ним рядом всегда и везде, доверять ему!

Уважаемые родители и коллеги, я буду рада, если вы присоединитесь к обсуждению этой темы в комментариях.

23 коммент.:

Добрый вечер, Ирина Петровна! Очень актуальную тему Вы затронули. Как же мне все это знакомо! АБСОЛЮТНО аналогичная ситуация в первом классе была и у меня. Запрещала строго-настрого писать с детьми диктанты дома.Это ж повальная катастрофа. Разве родитель и учитель одинаково диктуют? А психологический настрой ребенка? У меня такой один "задиктованный" дома ребенок до сих пор диктанты в классе никак не научится писать. А мама все понять не может - дома же пишет?! Да лучше вы уж списывание ребенку дайте, если уж совсем невмоготу. Миллионы раз объясняла - не надо заучивать наизусть огромные стихотворения. Научите лучше его осмысливать прочитанное, порассуждайте вместе. Оставьте, в конце концов, ребенку МЕСТО ДЛЯ ДЕТСТВА!
И вот напишу уже для родителей Ваших, Ирина Петровна, учеников. Мои ребята сейчас в 4 классе. И успешны ВСЕ, чьи родители прислушивались к моим советам. Школа - она на то и школа, и учитель в классе на то и есть, что он знает, как научить. Знает, как будут лучше для ВАШЕГО ребенка. А иначе бы все дети учились бы дома....
Успехов Вам и Вашим ученикам!

Здравствуйте, ирина Петровна. Тема, уверена, больная не только для учителей начальных классов, но и для нас, администрации. Почему? Как часто приходится слышать: "Мой ребенок читает сто слов в минуту, а учитель ....", или "Он у меня считает до тысячи, а МАРЬ ИВАННА считает, что с задачей не справляется". И каждый раз пытаюсь убедить родителей, что их КОЛИЧЕСТВО не всегда переходит в наше КАЧЕСТВО! Хорошие советы у Вас написаны, правильные!

Вы правильно пишите Ирина Петровна! Желание делать домашнюю работу - это сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, от которых очень тяжело избавится. Но если бы эта информация дошла до детей, то они были бы очень рады.Я тоже сомневалась, насчет домашней работы, но после вашего письма как-то стало спокойней, СПАСИБО :-)

Надежда Александровна, спасибо за поддержку! Я не сказала, почему я так долго за этот пост не садилась. Все просто: я думала, что не найду поддержки... Оказывается, я не одна! И именно далекие-очень близкие краснодарские друзья меня поддерживают! Вы все правильно написали. Согласна! А ведь в школе я слышу одно: задания нужны! без них дети тупеют! ленятся! А я пытаюсь понять, что же задать, чтобы дома не было скандалов из-за школы!

Здравствуйте, Анна Борисовна! Мнение директора мне очень важно! Спасибо за поддержку и понимание! Самое интересное, что родители очень просят задания на дом, а потом слышны их разговоры и возмущение по поводу того, что сидят с ребенок до полуночи и со слезами мучаются.
Для меня еще актуален вопрос об ОЦЕНКАХ в 1 классе и ДНЕВНИКАХ. Я ПРОТИВ этого! Вот "забьешь" малыша "двойками", а он только в конце 1 класса вдруг "проснулся", а уже задолбан всеми вокруг и ходит я ярлыком "двоечник". Да успеем мы ему наставить, но он уже будет более осознанно относиться к учебе. А в дневник что писать? Какое поведение? Или что задано (при том, что задавать нельзя)? Сейчас есть интернет и телефон, можно оперативно оповещать родителей о чем-то важном. Так нет! Подайте запись в дневник! Ой, много еще у меня вопросов...

Здравствуйте, Наталья Николаевна! Получить поддержку от родителя - очень приятно. Вы-то больше всех знаете, как я сопротивляюсь на собраниях просьбам родителей! Но убедить тех, кто хочет дома побыть учителем (мне так кажется: поиграть хотят), просто невозможно! Они стоят на своем! А ведь результаты есть! Сдвиги тоже! На днях проверила технику чтения, и у всех без исключения она стала лучше! Кто читал медленно и с ошибками, тот хоть немного, но прибавил, и ошибок почти не делает. Кто читал быстро, тот читает еще лучше, даже небольшой (порядка 120 слов) текст старается читать выразительно! Еще раз огромное спасибо!
Для заболевших сделаю страницу, будет она в виде банера справа. Там буду писать для вас рекомендации, что с ребятами сделать, чтобы не отстали. Выздоравливайте!

Спасибо, Ирина Петровна! Скажите пожалуйста, сколько, в среднем, слов должны читать ребятишки за минуту?

К концу 1 класса примерно 25-30 слов. Это должно быть чтение плавное, без ошибок, осознанное. У нас уже многие эту норму выполнили! А есть ребята, читающие 70-106 слов, причем выразительно и без ошибок!

Здравствуйте, Ирина Петровна!
Как я рада была прочитать Ваше сообщение-методические рекомендации.
Всегда говорю о том, что НЕЛЬЗЯ задавать на дом много. Работая в 5-11-х классах, стараюсь разгрузить детей, не задавать много. Дети загружены домашним заданием. Они в школе смену отработали, приходят домой - вторая смена.
Смотрю на учителей начальной школы всегда вопросительно: "Зачем вы задаёте так много в 1-ом классе: и читать, и писАть". Ответ один: "А как же без д/з?" Конкретного ничего нет. А я с ужасом думаю о том времени, когда моя дочка пойдёт в первый класс. Это сколько ж нам уроков делать? Если, конечно, у неё будет учитель, который будет нарушать требования СаНПиН.

Спасибо, Ольга Николаевна! Какая Вы понимающая! Я очень хочу, чтобы Вашей Лизоньке попался мудрый учитель! А ведь меня некоторые считают ленивой! Я же вроде бы ничего не проверяю, значит, ничего не делаю. Тетрадки у нас есть, мы учимся пока правильно в них располагать материал. Буквально на прошлой неделе закончили прописи и у нас начался русский язык, теперь все классные работы под контролем!

Всё верно, Ирина Петровна, у первоклассников нет домашних заданий, рекомендации Вы дали замечательные, но... Сама я в прошлом году обучала первоклашек и нарушала СаНПин. По программе на две буквы (строчную и письменную) один урок, навыка письма нет, а вот материала в прописи очень много. Рекомендовала дома выполнять, но не ставила оценки, не требовала выполнения, это было пожелание. Со второго полугодия допускаются домашние задания (30 минут), если это зафиксировано в документах школы.
А вот проблема во втором классе, действительно, возникла, но 3-х человек. Решили, что и сейчас можно выполнять по желанию. Сначала объясняла, потом просила, убеждала, а потом пару раз оставила после уроков. Всё! Проблема исчерпала себя.

Спасибо, Ольга Николаевна! Я рада, что Вы присоединились к обсуждению этой больной темы. Да, я некоторые задания я тоже предлагаю выполнить дома (особенно в тетрадях по математике на печатной основе, там много заданий, в которых нужно раскрасить, дорисовать. Кстати, почему-то многие думают, что такие задания пустые. А мне кажется, что они развивают ребенка, но косвенно, незаметно) по желанию, оценки тоже не ставлю.А вот про чтение говорю постоянно! Многие ребята записались в библиотеку и теперь бегают туда почти ежедневно за книгами.

А вот библиотека - это отдельный разговор) В первом классе в сильные морозы пришло в класс человек 10, мы просто сходили в библиотеку, записались, а потом это стало какой-то тайной)
-Ты куда?
- В библиотеку.
- А это где?
- Пойдем, покажу.
Так весь класс и записался) В конце года библиотекарь сказала, что наш класс единственный по школе, ученики которого в полном составе записались и посещают библиотеку.

Как здорово, что чтение стало чем-то сокровенным! Вы молодец! И ваша библиотекарь тоже постаралась. Ми стали жаловаться, что наша библиотекарь обязательно спрашивает пересказ... Некоторые стесняются и больше не хотят туда ходить. А ведь бегали и утром ждали открытия! Это я сегодня узнала... Поговорю завтра с Галиной Федоровной, может быть поймет меня и моих малышей. Мы ведь только учимся быть читателями! Даже если они не все прочитали, но идут за книгами - уже похвально!

Добрый вечер, коллеги!
Эта тема у меня вызывает разные мысли: моторика рук слабая- надо развивать, чтение получается не у всех- диагностическую работу надо выполнять каждую четверть, знаний о мире мало- родителям некогда разговаривать и рассказывать.
Как быть? Что делать?
Извечный русский вопрос и здесь звучит.
Вчера были в школьном музее на экскурсии и рассматривали тетради ученика 1 Б класса 1976 года- задачи в 3 действия, уравнения, решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100. А почерк- мечта любого учителя начальных классов. Что с нашими детьми происходит?
Ничего от них не требуем- в детском саду занятия по желанию, а мы ведь все желали.Грущу. Жалко их, ведь на работе никто не будет спрашивать, что они желают выполнять. Элемент насилия считаю необходимым.
Демократия- это власть народа, но не безвластие.
Не хочу в первый класс- пора на пенсию!

Рано, Наталья Васильевна, на пенсию! Хорошие учителя нужны нашей школе!
По поводу желания в нашем далеком детстве скажу, что я очень хотела в школу и занятия в детском саду мне нравились. Мы были все-таки другие! Не лучше, и не хуже - другие! И родители наши работали много, раньше дома не сидели. Теперь школа и родители вместе ответственны за обучение. Я вообще удивляюсь, что такой короткий период - детство собственного ребенка - родители не хотят посвятить малышу! В 10-12 лет у ребенка будет уже другой круг общения, а сейчас мама и папа - самые близкие друзья. А совместные "открытия" окружающего мира сближают на всю жизнь!

Я просто в шоке от этой Программы!!! Прошел Год учебы... Результат нулевой - младшая группа детского сада "Солнышко".
А ведь именно от школы, а не от общения с родителями, мы ждем Результатов. Порой ребенок не готов нас слышать и слушать!!! Ему нужен Учитель!!! Именно к нему, даже подсознательно, он может ощутить этот незабываемый нами, родителями, трепет, когда в былые годы мы подходили к Его Величеству Учителю!!! Учителю!!! Сегодня ребенок идет в школу без чувства радости, как это было у нас. Ведь именно в коллективе рождается чувство состязательности, азарта, пальмы первенства. Этого никогда не будет дома. Поэтому, именно поэтому, дети домашнего обучения чувствуют свою ущербность и несостоятельность.Сегодня я вижу единственно правильную и верную триединую задач: читать, писать, считать! Все остальное - шелуха....К сожалению, я вижу и то, что мы уже тормозим и отстаем...!!! А нужно всегда и во всем видеть Главное. То, без чего не может быть успеха НИКОГДА!!!

Здравствуйте, Аноним. Жалко, что Вы не подписались. Боитесь? Полагаю, что Вы воспитывались в школе, в которой не было сегодняшних стандартов. Во главе угла стояли его величество ЗУНы! Мы это уже прошли: многие хорошисты и отличники с огромными комплексами живут на нищенскую зарплату, а троечники зачастую у них руководители. Троечники с детских лет привыкли выкручиваться и добиваться таким образом успеха. Они овладели определенными навыками, которые сделали их успешными.
С чего вы взяли, что дети не развиваются? Если вы судите по своему ребенку, то не стоит обобщать: все дети разные. Я лично вижу развитие каждого! Радуюсь, в отличие от Вас, даже крошечным успехам каждого!
Скорее всего, у Вас были завышенные ожидания, ребенок, к сожалению, не соответствует им. Любите своего малыша! Уделяйте ему внимание. Детство такое короткое.

С большим уважением и некоторым трепетом прикасаюсь к этому нашему совместному таинству... не подписываюсь только потому, что не хочу как-то влиять на ваш стиль и методику, но только лишь обратить ваше внимание на ее гибкость, как мне кажется... Но всегда в житейских ситуациях побеждает только сильнейший, пусть даже не знаниями, а духом, а значит - уверенный в своих силах человечек! В любом случае, удача и его Величество Успех покровительствует ПОДГОТОВЛЕННЫМ!!! И как обидно может быть, что не подготовлен, хотя мог!!! А детство действительно очень короткое, и в нем нет просто времени для повторения попыток овладеть Началом - читать, писать, считать! Это как отправная точка! Толчок! Прыжок! Но нет прыжка... Все слишком растянуто...Или нет должного внимания определенному человеку со стороны учителя. Возможно он занят другим, более вызывающим симпатию учеником. Мы все просто люди, со своими приоритетами и своими чувствами. Что делать, это так. Но ведь главное - начало, рывок, прыжок. А потом уже не догнать. Вот мы и подошли к троечникам... Им сегодня даже не видать достойного образования. Мы идем по пути Великой Китайской революции... Стране уже больше нужны просто рабочие...Очень даже печально. Рабочим может быть и человек с высшим образованием - это высококвалифицированный рабочий. Ах быть бы востребованным. Но сегодня мы закладываем в этого человечка программу овладения необходимым запасом знаний, навыков, умений. До совершенства еще ой как далеко, но и с начального пункта отправления мы как-то не спеша совершаем все еще первые шаги. Давайте все-таки ускоряться!!!

Спасибо за ответ, Аноним. Пожалуй, это мой последний ответ Вам. Педагогический сетикет предполагает диалог с реальным человеком, даже если он живет на другом конце света. Таинства у нас не получится... Я открыта для общения, а блог - подтверждение тому: здесь рассказы о наших классных делах, маленьких событиях, буднях, в которых я всегда нахожу положительные моменты. По поводу гибкости могу возразить: если бы я ориентировалась только на наших сильных учеников, то мы были бы уже во втором классе с ними. Это не гимназия! Класс настолько разноуровневый, что задача первого года еще и в том, чтобы хоть немного уравнять малышей. Я не идеалистка, я понимаю, что останутся троечники, будут и отличники.
По всей видимости, Вы учитель по образованию. Но учились давно, когда говорили только о ЗУНах. Не понимаю, что подразумевается под призывом "Давайте все-таки ускоряться!!!" Программа выполняется, дети развиваются.

Здравствуйте, Ирина Петровна! Случайно зашла в Ваш блог, когда искала информацию о плюсах и минусах домашних заданий для первоклассников. У меня сын в первом классе. Мы живём в другом районе, но тема актуальна и у нас. Дело в том, что я видела в своём Кирилле отличника учёбы, много с ним дополнительно занималась. Сейчас понимаю, что это была завышенная оценка сына. Реально вижу, что со многими заданиями на уроке он не справляется. В отличие от предыдущего автора комментария, я не виню в этом учителя, хотя она только начинает работать в школе. Молоденькая девочка, которая очень любит ребятишек. Такой я и представляла первого учителя сына. Извините, не хотела, чтобы его учила взрослая тётя, которой всё надоело. Так вот, у меня муж в школе учился слабенько, объясняю наши проблемы сейчас наследственностью. Я стараюсь сама заниматься с сыном, однако он мне начал предъявлять претензии: "домашку не задают, почему я должен что-то делать?" Понимаете, ему бывает интересно на уроке, особенно когда это касается окружающего мира. Но читать - проблема, очень низкая скорость чтения. Я и заставляю, и играю с ним в школу, и игрушки беру его любимые, как будто они тоже хотят услышать, как он читает. Поначалу действовало, теперь опять отказывается. Записали в школьную библиотеку, пару раз сходил, не понравилось. Выясняю, библиотекарь слишком громко разговаривает, он её боится. Что посоветуете? Учитель говорит, что заниматься дома нужно обязательно, иначе потом будет совсем тяжело. А муж меня ругает, говорит, что я мучаю ребёнка, что пытаюсь из него сделать ботана, какой я была в своё время. А я всего-то хочу, чтобы он был не хуже других!

Здравствуйте! Ох, как мне это знакомо... Если бы мои детки были отличниками. то я бы никогда не поняла ни детей, ни родителей. Наследственность никуда не денешь... Вы правильно делаете. что не опускаете рук и стараетесь ребенка приучить к труду. Я знаю много родителей и детей, которым с 1 класса уже опостылела учеба, одна из причин - домашние задания. Учителю кажется, что ничего особенного он не задал, а для малыша этот труд еще непосильный. Поэтому и введено ограничение в 1 классе. Хотя, некоторые задания все же даются на дом. Например, расспроси у родителей и бабушек, как они учились в детстве; понаблюдай за изменениями природы; составь рассказ о своем домашнем любимце и т.д. Было бы намного проще взаимодействовать с родителями. если бы они заглядывали в блог, Дневник.ру.
Ваш учитель правильно Вам говорит. Выы для Вашего малыша самый близкий человек. И если сейчас не будет контакта, то потом его уже трудно будет установить.

Здравствуйте, Ирина Петровна. Прочла ваш пост и комментарии к нему. Согласна и с Вами и с Вашими оппонентами В этом году у меня 1 класс. В прошлом наборе родители настояли на домашнем задании и я была согласна с ними, т.к. была программа с изучением в одном уроке 2-3 букв, а это не реально сделать за 35 минут. В 3 четверте дети списывали 1 предложение из 3-4 слов. Писали под диктовку. Но сначала была большая работа с родителями, на каждом собрании проводила мастер-классы. Хочу сказать, что результат был положительный. Окончилась 1 четверть 5 класса, результаты нашей работы с родителями подтвердились.
Снова первоклашки, снова родители настаивают на домашней работе. Я, как и вы, сообщила родителям: я не буду нарушать СаНПиН! Долго обсуждали, решали и т.д. Кто-то из родителей против, кто-то за. Но при формировании самооценки дети сами решили проблему "задавать или не задавать д/з". Есть в каждом классе детки, которые видят, что написали не по образцу. Спросила такого ребетёнка: "Как ты думаешь, что надо сделать, чтоб получалось писать эту букву как в образце?" Он ответил: "Думаю, надо сделать повторялку." Я: "Уточни, что это такое - повторялка" Он: "Я думаю, надо дома потренироваться писать букву". И многие ребята, оценившие свою работу "желтым", а кто-то "красным фонариком" сказали о тренировке дома. Так в нашей классе появилась не домашняя работа, а "ПОВТОРЯЛОЧКА". Повторялочку делают ребята, которые нашли недочеты в своей работе или я после проверки прописи. Но с них не требую выполнения "повторялочки", сделал - молодец. Родителям проговариваю о том, что чем больше пишет ребенок, тем хуже у него получается писать. У нас есть правило "Лучше меньше, но качественно."

Отправить комментарий

Ваши комментарии обязательно прочту и отвечу!
Чтобы Ваш комментарий не был анонимным, просто выберите в выпадающем списке внизу "имя/url" и впишите своё имя.