понедельник, 27 октября 2014 г.

Мы готовы к обучению в 1 классе?


Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня все первоклассники нашей школы проходили мониторинговые исследования готовности к обучению в школе на территории ЧАО. Был соответствующий приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики ЧАО от 22.10.2014 года.
Ровно в 11.00 ч. наши дети взяли в руки гелевые черные ручки и стали выполнять мониторинговые задания.
Всего их было 4:
1. Рисунок человека
2. Графический диктант (4 узора)
3. Образец и правило
4. Первая буква


В классе присутствовали наблюдатели: Марина Владимировна, учитель 3Г класса, и Лариса Николаевна, социальный педагог.
После выполнения всех заданий, листы с выполненными работами ребята сдали, а я их отдала заместителю директора по УВР  для передачи в Отдел оценки и контроля качества образования.

Некоторые задания знакомы мне уже много лет: еще мой сын, начавший обучение в 1998 году, накануне поступления в 1 класс на предшкольной подготовке делал подобные.

Выдержка из приложения 2 к приказу: "Ведущим элементом данного мониторингового исследования является изучение готовности первоклассников к обучению в школе. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества начального общего образования". Так вот, оказывается, главная цель исследования! Молчу, молчу...


Не могу не сказать, что проблема готовности - неготовности к обучению в школе одна из самых актуальных для учителей, набирающих 1 класс. Каждый опытный педагог, даже меняя место работы и жительства, берет с собой лучшее из педагогической практики. В прошлом году я познакомилась и апробировала сама мониторинг УУД, разработанный Центром психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова. Авторы диагностики - Марина Ростиславовна Битянова, кандидат психологических наук, и другие.

В конце сентября мы провели первую диагностику - "Школьный старт". Она направлена на получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса.

Принципиально важная особенность этой диагностики состоит в том, что она определяет готовность не с точки зрения сформированности различных психических процессов, а с точки зрения уровня сформированности умений, важных для успешного начала обучения ребенка в 1 классе.
Предметом мониторинга являются метапредметные универсальные учебные действия
(УУД) на разных этапах своего формирования.
Формирование УУД – это процесс довольно длительный. Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта. Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребенок сможет оперировать метапредметными УУД, легко встраивая их в разные учебные задачи. Также наивно предполагать, что это умение формируется сразу, одномоментно, в результате прямого объяснения и тренировки.
Что дает мониторинг? Мониторинг метапредметных УУД – важная составная часть общей системы управления качеством образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне образовательного учреждения. Кроме того, мониторинг позволяет оценить эффективность педагогической  деятельности по достижению образовательных результатов учащихся не только на момент окончания 4 класса, но и в процессе всех лет обучения.
Диагностику УУД всем учителям начальных классов вне зависимости от программы рекомендовали использовать на курсах повышения квалификации в Институте развития образования Омской области.

Наш "Школьный старт" показал, что из 24 ребят высокий уровень инструментальной готовности имеют - 16 человек, средний - 7, низкий - 1. Уровень личностной готовности: высокий - 20, средний - 3, низкий - 1.
Такими результатами я довольна! Почти все детки пришли готовыми к успешному обучению! Дошкольное образование в Билибино на высоком уровне.

В апреле мы проведем второй мониторинг - "Учимся учиться и
действовать"
. Тетради уже закуплены и ждут своего часа. Он позволит отследить приращение в уровне сформированности метапредметных УУД в течение 1 года обучения. 
Далее подобный мониторинг будет проводиться один раз в год в апреле во 2, 3 и 4 классах. Специальные тетради и методические рекомендации для учителя уже разработаны и апробированы.

Уважаемые коллеги! А как вы диагностировали готовность своих маленьких учеников?
Уважаемые родители! Как ваши детки чувствовали себя после проведения мониторинга?

28 коммент.:

Доброе утро, Ирина Петровна! Наши ребята тоже в начале сентября каждый год выполняют такую работу, называется - Мониторинг "Готовности ребёнка к школе"+ анкеты заполняют родители, учителя, медицинский работник. Отчёты оправляем в область.

Как оперативно, Ольга Александровна! Кажется, что я только опубликовала, а пока вносила некоторые коррективы, Вы уже успели написать!
Здравствуйте! Мне интересно Ваше мнение по поводу таких мониторингов! Эффективны ли они? И когда их нужно проводить? А если ребенок не готов совершенно к обучению, а прошло уже 2 месяца? И что у него конкретно "западает"? Выявляет ли этот мониторинг?

Я считаю, что подобные диагностики необходимы прежде всего учителю, нам нельзя проверять уровень подготовки ребёнка до школы, а подобный мониторинг позволяет увидеть учителю полную картину о ребёночке, причём официально) У нас он проводится уже 4 год в начале сентября. Проблемным для наших детей является ориентирование в пространстве (графический диктант), не слышат многие звуки, образец и правило, для многих очень трудно выполнить. Готовыми к школе у нас приходят единицы. Причины: не достаточная подготовка в д/с, родители не хотят работать с детьми, даже самое элементарное - показать психологу и логопеду.

Ирина Петровна, если ребёнок не готов к школе, мы всё равно обязаны его обучать, но... таких детей мы в ноябре отправляем на ПМПК, комиссия решает, что с таким ребёнком делать: или выдают справку и ребёнок учится и переводится в следующие классы, но по коррекционной программе, если комиссия ничего у ребёнка не признаёт, то учим 1 класс (оставлять на повторный курс обучения нельзя), учится 2 класс, а там на усмотрение учителя) Но оговорюсь сразу, что ПМПК всегда даёт вид таким детям, учитель ведь напрасно на такую комиссию не пошлёт?
А по диагностической работе сразу видно, мне кажется, что у ребёнка "западает". У нас психологов нет, поэтому расшифровку всех работ делаем сами, анализируем, знакомить воспитателей в д/с и родителей.

Здравствуйте, Ирина Петровна! У нас дети начальной школы пишут мониторинговые работы, но в конце года.
Проверять в ОКТЯБРЕ уровень готовности к ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ? Маразм. У меня сейчас пишут даже те, кто и карандаш в руках правильно держать не умел. И ориентироваться в пространстве я их научила. И ...и...и...
ЧЕРНЫМИ ГЕЛИЕВЫМИ РУЧКАМИ в первом классе??? Браво!!! Кто ж, интересно, придумал такое? Тысяча адресных "добрых" слов этим господам . Простите, злюсь...

Соглашусь с Вами, Ольга Александровна, частично. Мне подобная диагностика не нужна в конце первой четверти. Даже задание последнее сформулировано, я считаю, некорректно. А если это исследование покажет, что ребенок не готов? Его из школы в детский сад назад доращивать? Больше вопросов, чем ответов.

Здравствуйте, Надежда Александровна! Представляете, наверное, мое негодование по поводу всего этого тоже! Не понимаю, зачем гелевая ручка? Будут сканировать детские рисунки? Для чего? В апреле-мае можно было бы провести, но не в таком режиме, конечно, и посоветовать либо в школу, либо еще посидеть в детском саду.

Ну, так как нам самим проводить до школы диагносту детей нельзя, то такие работы, должны проводиться в детских садах. Мы с коллегой давно возмущаемся на эту тему, но у Вас в ноябре??? соглашусь с Надеждой Александровна. А назад ребёнка в д/с никто не разрешит. Нам всегда говорят, если у ребёнка проблемы отправляйте на ПМПК. Там разберутся.

Ирина Петровна, а у нас в инструкции прописано, что дети заполняют бланки карандашом и работы хранятся в школе до следующего учебного года, отправляются только анкеты родителей, учителей и медицинского работника.

Я согласна с мнением Надежды Александровны, ведь ученики первого класса ещё адаптируются в школе. Ни о каком мониторинге речи быть не может. А выявить степень готовности к школе поможет диагностика, которую я как и Ирина Петровна проводила на 3-4 неделе по методике Битяновой.
В нашей школе много ступенчатая система адаптации учеников:
"Школа будущего первоклассника"( работают психологи и дают рекомендации)
Летний оздоровительный лагерь
Первые дни ребёнка в школе ( программа постепенного вхождения в процесс обучения:
1-2 месяц 3 урока по 35 минут
3-4 месяц 4 урока по 35 минут
Сегодня прошёл семинар с воспитателями детских садов. Мы провели открытые уроки и рассказали о результатах проведённых диагностик.
Мой сын учится в 11 классе и каждый день ЕГЭ у нас главная тема. Для ребёнка 17 лет это стресс. Зачем ребёнку 7 лет такие испытания?
Мониторинг качества необходим в конце обучения на каждом уровне образования: дошкольном, начальном, основном. В конце каждого года необходимо проведение диагностики УУД и итоговой комплексной работы.
Наши руководители часто подменяют работу по методическому сопровождению проверками. Я думаю, что в этом случае совершенно бестолково.

Спасибо, Ольга Александровна! Мы, наконец, поняли друг друга! :) Про назад в детский сад - это я утрировала ситуацию. Не знаю, как здесь с ПМПК, а вот на второй год в 1 классе по заявлениям родителей оставляют очень многих. И мне кажется, это лучше, чем переводить во второй класс, в котором ребенок будет весь год не успешным себя чувствовать, потом будет оставлен на второй год, а у него нет знаний именно базовых!

Здравствуйте, Наталья Васильевна! Спасибо за подробный комментарий! Да, я пока еще нашу систему помню.
Помню также и то, что нам говорили преподаватели ИРООО: "Мониторинговых исследований должно быть минимальное количество!" И идеальный вариант здесь - мониторинг Битяновой! Целый институт работал над инструментарием!
Мне кажется, многие еще до сих пор путаются в понятиях, представлениях, что является предметом оценки и какие результаты НОО можно оценивать!

Покопалась на своем блоге, нашла прошлогодний пост с описанием теста "Рисунок человека". Вот так он должен проходить:
Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно — плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.
Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.
Тестирование предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников — исключительно индивидуальное.
Подробнее здесь: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200204607

Добрый вечер! Маруся на мониторинг отреагировала спокойно, на мой вопрос сложно ли ей было, ответила :"Легкотня":))) Вот теперь сижу и думаю, сколько ошибок, интересно, она в этой "легкотне" допустила :))))

Добрый вечер, Неля Владимировна! Да, видно было, что Маше легко давались задания. Я даже посмотреть не успела, кто как выполнил! Все запаковали и унесли... Последнее задание она уже с портфелем за плечами на ходу выполняла. Я знала, что ей нужно уходить, но остановить мониторинг и проводить, открыть гардероб не могла! Поэтому все так получилось...

Доброй ночи, Ирина Петровна! Я полностью поддерживаю Надежду Александровну. Уровень готовности детей к школе нужно проводить до школы однозначно, а не тогда, когда ребёнок учится уже два месяца))) И зачем так нагнетать обстановку в первом классе? Я не понимаю, зачем проверять качество работы учителя, если готовят к школе д/сады и т. д. ? Получается, что проверяют педагога, а не детей! Диагностика "Школьный старт" выявляет какие-либо несформированные умения для того, чтобы педагог смог эти умения развить, помочь ребёнку скорректировать учебный процесс. Вот ПОЧЕМУ всегда проявляется такая некомпетентность да ещё в Департаменте, извините за резкость!? Точно, маразм!

А два наблюдателя в классе - это зачем? Чтобы учитель не смог помочь? А зачем ему это надо? Учитель сам заинтересован в результате. Только конечно не ТАКОГО мониторинга.

Здравствуйте, Ирина Петровна! Я тоже пользуюсь диагностическим комплектом "Учимся учиться и действовать", запланирован мониторинг на апрель-май! А готовность к школе дошкольников проверяли после курсов подготовки к школе в апреле-мае...

Ирина Петровна, уважаемые коллеги, лично я против таких исследований на начальном этапе обучения. Согласна С надеждой Александровной, Татьяной Николаевной, Ольгой Александровной. Нельзя мониторить то, что еще даже никак не оценивается)))

Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Спасибо за комментарии! Думала вчера весь день: может быть, я заблуждаюсь? Про наблюдателей Вы правильно отметили: нам, как никому другому, выгодно, чтобы дети показали реальную картину готовности-неготовности! А уж учителей и так постоянно проверяют!

Здравствуйте, Ирина Петровна! Прочитала Ваш пост, сразу вспомнилась строчка стихотворения "Разными были учителя в человеческом общежитии..." и ... улыбнулась... особенно про 2 наблюдателей мне понравилось. Расскажите, какие выводы были сделаны по итогам мониторинга?

Здравствуйте, Анна Анатольевна! Спасибо за отклик! Не смогла удержаться, чтобы не написать этот пост, потому что бестолковая работа напрягает! А комплект Битяновой мне кажется очень продуманным!

Здравствуйте, Анна Борисовна! Всё должно быть целесообразно! Когда же у нас будут вышестоящие думать об этом? Иногда кажется, что делается все для того, чтобы учитель просто разлюбил свою работу!

Здравствуйте, Ольга Дмитриевна! Спасибо за отклик! Обязательно расскажу, чем дело кончится (чем сердце успокоится)))) Совершенно неактуальная будет информация, я думаю...

Здравствуйте, Ирина Петровна. На прошлой неделе в школе проводили традиционные открытые уроки в первых классах. Присутствовали воспитатели детских садов. Как раз обсуждали вопрос целесообразности поступления в школу "не созревшего" ребёнка. Учителя просили воспитателей постараться убедить родителей не торопиться с поступлением в школу. Поразил ответ воспитателя: "Эти переросшие для нас дети никому не дают покоя, обижают младших, нарушают дисциплину на занятиях" Вот и вывод - не о ребёнке думают, каково ему будет в школе, а спокойствии воспитателей.

Здравствуйте, Светлана Евграфовна! Спасибо за отклик! Мне кажется, что наша система образования все меньше думает об этих самых детях... Вот отчеты, бумажки разные - это вовремя и как можно больше, а дети - это ведь не главное...

Надеюсь, что такая позиция не у всех воспитателей.

Нет, конечно, Светлана Евграфовна! Есть и в детских садах настоящие педагоги, которым важно развитие детей! Будем надеяться, что таких все-таки большинство!

Отправить комментарий

Ваши комментарии обязательно прочту и отвечу!
Чтобы Ваш комментарий не был анонимным, просто выберите в выпадающем списке внизу "имя/url" и впишите своё имя.