понедельник, 23 марта 2015 г.

Школа моей мечты...



Здравствуйте. уважаемые читатели!
В очередной раз прочитав про образование в Финляндии, не удержалась и решила написать.
В сознании всех россиян прочно сидит стереотип, что система образования, которая была в нашей стране, самая лучшая и эффективная в мире. Несмотря на статистику, опровергающую этот стереотип, мы думаем так до сих пор.
Спросите у дошколенка или первоклассника, зачем он идет в школу. Ответ будет - я уверена на 99% - чтобы получать пятерки, чтобы хорошо сдать егэ. Не потому, что в школе оооочень интересно, что без знаний не проживешь в современном мире, а за ложными какими-то представлениями о школе, которые с молоком, наверное, впитаны.
А как любят у нас, учителей, все фиксировать! Пока заполнишь журнал, в котором почему-то помимо содержания учебной деятельности просто жизненно необходимо записать классные часы (о них чуть позже), АТ (до сих пор не знаю, что это!), ГО и ЧС, ППБ, ПДД; работу с родителями. Кроме журнала, нужно заполнить еще "микрожурналы", в которых эти же темы, но с росписями детей, с более подробным изложением содержания бесед с родителями. Всё это обязательно проверят, сделают замечание, потому что точно забудешь вписать какую-нибудь обязаловку, например, вместо 4 пожарных эвакуаций (срабатывает эта сигнализация. когда захочет! Хоть каждый день вписывай!), только 3. Это же катастрофа!!!
Меня очень напрягает, что наша светская школа тесно переплетается с политикой, религией и пр. Я не говорю, что нужно быть аполитичными, каждый имеет своё право, закрепленное законодательно, на свободу мысли и слова (ст. 28 Конституции РФ). Я не хочу участвовать в различных сомнительных акциях вместе с детьми. И не буду! Чтобы не раздражить вас, мои уважаемые читатели, я не стану тут высказывать свою позицию по многим вопросам, по которым многие очень восторгаются и готовы идти с криками "ура!" и плакатами по разнарядке свыше.
Я против мониторингов. составленных не понятно кем и не понятно для кого! В апреле нас просто завалят ими! В первом классе уже своеобразный экзамен! Зачем? Ребенок должен будет 45 минут (вдумайтесь!!!) сидеть и выполнять тестовые задания! А они все такие объемные! Разделить на предложения целых 2 текста. Вот объясните мне, если он один текст разделит на предложения и перепишет, разве этого мало? А строчечки для записи даны такие махотные, а дети у нас еще пишут в узкую линию, да они просто это задание "завалят"!
Выплеснула эмоции... А теперь о Школе моей мечты!
"Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой" 
Это выдержка из статьи, прочитанной мною на ADME. Если вам интересно, как финны добились таких результатов, то вот ссылка.
Школа, в которой готовят к жизни, потому что главный девиз учителей: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое».

Я мечтаю работать в такой Школе!

Буквально на днях одна родительница в присутствии других сказала, что я витаю в облаках, что ничего, что происходит в классе, не вижу. Может быть, я, и правда, где-то там? Но какие они красивые, эти облака! И так хочется, чтобы для моих учеников жизнь в школе была сплошным праздником знаний и творчества! А администрация школы и родители не заставляли меня делать прогнозы по поводу успеваемости детей! Не сетовали с первых дней обучения, что нет домашних заданий, от которых все потом стонут! И прочее, и прочее. (Если вы не прочитали статью по ссылке, то, наверное, не поймете, о чем я говорю). Боюсь, что в Школе моей мечты мне так и не придется поработать...

P.S. Картинка взята с сайта ADNE, ссылка выше.

12 коммент.:

Ох, Ирина Петровна, как мы с вами похожи!!! В ноябре месяце 2014 года Михайлец Е.В. в составе делегации от нашей омской области была в Финляндии и я приглашала её к нам на урок "Окружающего мира" ( у нас тема была "Наши соседи.Финляндия." )Мы узнали столько интересного о системе образования этой страны, что просто завидно. Есть там и минусы , конечно, но плюсов намного больше. Почему бы нам не поучиться у них? Видимо, наше Министерство нацелено образование развалить и опыт, который действительно заслуживает внимание никому не интересен...

Здравствуйте, Светлана Николаевна! Рада Вас видеть! Да, именно после поездки Михайлец Е.В. я стала подробнее интересоваться системой образования Финляндии. Минусы есть! Где их только нет! Но результаты красноречивее! Мне кажется, что в нашей системе количество минусов просто запредельное!
К сожалению, от Елены Викторовны я так и не дождалась статьи... А она обещала мне для гостевого поста.

Как я согласна, Ирина Петровна, по поводу теста! Не столько по заданиям, которые надо выполнить,сколько по месту, где малышам писать! Составители сами бы попробовали там поместить то, что может написать большущими буквами первоклассник...

Спасибо за отклик, Анна Анатольевна! Странно, но у нас в Омской области таких мониторингов не было! Мы делали комплексную работу в апреле. Она очень продуманная и соответствует возрасту. Я ее обязательно проведу, потому что мне нужны объективные результаты. А здесь будет сплошное недоразумение из-за бланков, совершенно не соответствующих возрасту.

Здравствуйте, Ирина Петровна! С утра прочитала Вашу статью и не могу не согласиться. Прочитала и дополнение. Эк, как у нас сейчас родители любят учителям замечания делать... Они не видят порой чем занят их единственный ребенок, а тут... Да что там говорить... Все "педагоги" - куда ни глянь!
Многое и мне в наших школах непонятно. Непонятны и всевозможные классные часы, принудительно спускаемые сверху. И как хочешь - так их и проводи. В ущерб уроку, но проведи... Религия? Человек я верующий, но считаю, что есть для того специальные школы. Или вот как у меня - классы казачьей направленности, где духовное воспитание и развитие необходимы, потому как тесно связаны с казачеством. Хотя выносить их нужно за рамки учебной деятельности. Против я и добровольно-принудительной "внеурочки" - когда школы не готовы в связи с отсутствием помещений и не укомплектованы специальными кадрами. Все ж склонна к тому, что заниматься внеурочной деятельностью с детьми должны профессионалы, а отнюдь не простые учителя.И для этого существуют различные ДШИ и проч., куда родители могут отвести ребенка. Непонятна мне и масса всевозможной и ненужной документации.
Много минусов вижу, но это наша школа, как ни крути. Хоть и трудно работать, коль нет единой программы. А от всех адаптаций, мониторингов и КДРов просто мутит порой. Вот ведь действительно выходит, что не знания детям даем, а натаскиваем их на написание всех этих работ. А урок окружающего мира один раз в неделю? Зато физкультур три. Ну зачем? Летишь галопом по Европам. Что за час в неделю можно дать, да еще и проконтролировать? А в мониторинговой вопросы по окр. миру есть. А вот по физкультуре ни одного. Дети стали здоровее? Да ну прям....
По ссылке сходила. И вот уж с чем согласна на миллиард миллионов процентов - так это с тем, что готовить ребенка нужно к жизни, а не к экзаменам...

Уверена, что многие родители не согласятся со мной, но это мое мнение, и пишу его не ради чьего либо одобрения или порицания. Считаю, что Вы, Ирина Петровна, очень правильно поступаете, не задавая домашние задания в первом классе! Очень поддерживаю Вас и в отсутствии дневников.Пусть дети побудут детьми, пусть привыкнут к школе. В их жизни будет миллион домашних заданий и еще столько нагрузок впереди. Думаю, что многих мамочек удивит мое мнения, ведь я именно та сумасшедшая мамаша, которая загружала своего ребенка с 2-х лет и математикой, и логикой и английским. Но! В 2 года ребенок впитывает все как губка, все занятия проводились в игрой форме, и ребенок мой, незаметно для себя наполнялся необходимыми ей базовыми знаниями.Она просилась на занятия и с удовольствием 1 раз в неделю выполняла "домашку". Хотелось бы, чтобы и в школе все было непринужденно, интересно и легко, но...Опять это но... Понимаю, что есть нормы, стандарты.. Так пусть все эти стандарты будут позже. И, если есть у нас возможность дать нашим детям еще чуть чуть побыть детьми, то пусть так и будет.

Вот это комментарий, Надежда Александровна! Я тоже со многими Вашими словами согласна! Наши школы совершенно не приспособлены для внеурочной занятости! Здесь, в Билибино, одна смена, но у учителя нет перерывов между уроками, продленкой, внеурочкой... Ну мы же тоже люди! Ну невозможно быть 6,5 часов в постоянном напряжении! Подготовка к внеурочке занимает у меня больше времени, чем подготовка к урокам! А с нашим интернетом порой затягивается до ночи... Учитель в системе образования - бездушный какой-то объект, которым можно манипулировать, навязывать чуждые взгляды, заставлять и т.д. И ведь большинство считает, что это нормально! Я учитель неудобный. Меня трудно заставить делать то, что идет против моих взглядов и принципов. А детям я стараюсь сделать школьную жизнь более интересной.

Спасибо за отклик, Неля Владимировна! Дорогого стоит! Хорошо, что есть современные понимающие родители! Вот подумаешь: жизнь-то одна. И ведь она - чудо (ох, навеяно Кустурицей!) А мы гнобим детей, отвращаем от познания. И ведь, знаете. я уверена, что на будущий год, когда домашние станут обязательными, многие взвоют! Потому что так устроена наша система, что без родителей никто почти у нас не делает ничего!
А Маша, действительно, хорошо подготовилась к школе, сначала было скучновато ей, а теперь бывает, что горят глазки :) Все интересное впереди! Я постараюсь!

Ирина Петровна, мечтать, увы, не запрещено, и мы периодически это делаем, тем самым воодушевляя самих себя...
... Или, как говорится, везде хорошо, где нас нет.
Прочитала статью (знакомство с ней у меняпроизошло несколько раньше) и вот что удивительно: естественнонаучные предметы изучаются с 5 класса, да! И я так хочу работать!
Вместо этого разрабатываем очередные КИМы для учащихся 9 класса по всем предметам...
Вчера прочитала: внесено предложение в госдуму об увеличении количества сдаваемых предметов до шести.
В продолжении финского образования: https://deti.mail.ru/news/u-finskih-shkolnikov-bolshe-ne-budet-urokov-matema/

Вот как мне понравилось "В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование."! Вы знаете моё отношение к сельским школам! Актуальное сообщение, Ирина Петровна! Со многим согласная на все 100%. Знаю, что большинство мониторингов, контрольных работ пишут люди, которые и в школах-то порой не работали! Так от куда им про разлиновку знать!

Здравствуйте, Ирина Петровна. Порой за мониторингами, непонятными журналами и бумажками авторы этих "новаций" не видят детей. Я полностью Вас поддерживаю. Мой сын в 3 классе уже меня спрашивает: "Мама, а что если я не сдам тест?" Это нормально???!!!

Здравствуйте, Ирина Александровна! А когда же мечтать, как не на каникулах))) Остановиться, посмотреть на весь абсурд, творящийся в нашем образовании, вздохнуть от того, что ничего не изменишь... Я тоже много читала про финские школы. Минусы и там есть. Причем, главный - туда трудно устроиться)))
На самом деле, результатом школьного обучения должна быть сформированная личность, самостоятельная, творческая, трудолюбивая, инициативная. А мы выпускаем приспособленцев-хитрецов, потому что приучаем к этому, наверное, с детского сада.
Спасибо за ссылку!

Отправить комментарий

Ваши комментарии обязательно прочту и отвечу!
Чтобы Ваш комментарий не был анонимным, просто выберите в выпадающем списке внизу "имя/url" и впишите своё имя.