суббота, 25 марта 2017 г.

Как хорошо уметь читать… А если ты дислексик?


Здравствуйте, уважаемые читатели!
Идея этого поста крутится в голове уже не один день. Сегодня все-таки решила поделиться с вами своими размышлениями, выводами, находками.

Каждый учитель сталкивается с проблемой медленно читающих детей в классе. Отчеты по технике чтения, контрольным работам заставляет чувствовать себя виноватым в том, что не все дети уложились в норму, что мало работали с родителями. Как рассуждает большинство педагогов? Новое поколение совсем не хочет читать книги, одни гаджеты на уме, родители перестали заниматься с детьми и т.д. А если не перестали? Если каждый день читают, пишут, пытаются справиться с проблемой, а она, эта проблема, очень сопротивляется?
В современном мире более 20% детей — дислексики. Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Дислексия не считается болезнью, а в её основе лежат нарушения связей между правым и левым полушариями мозга.
В нашем классе по итогам 3 четверти 7 человек из 23 прочитали ниже нормы. Причем эта картина наблюдается уже третий год. Знаю, что с детьми дома занимаются, они и сами вполне осознанно стараются повысить скорость чтения, но никак не получается! В школе, к сожалению, нет квалифицированных педагогов-психологов и логопедов, которые бы серьезно занялись моими учениками, помогли им справиться с проблемой. Пришлось искать информацию в интернете, поскольку специальные знания по дефектологии в университете давали очень поверхностно с чисто ознакомительной целью.
Оказывается, дислектик — человек, который немного, незаметно «дезориентирован в пространстве». Этой небольшой дезориентации достаточно для того, чтобы затруднить восприятие двумерных букв, слов, фраз и текстов в целом. Мозг дислектика как бы читает неправильно — «переворачивает» буквы и слова. И человеку приходится тратить дополнительное внимание на то, чтобы расшифровать их обратно. Попробуйте научиться читать в зеркальном отражении, писать левой рукой или делать перевёрнутые надписи, и вы приблизительно поймёте сущность школьных страданий дислектика. Источник

Хотите испытать чувства ребенка-дислектика, когда он читает книжки? Я попробовала и поняла, если бы я была дислектиком, то чтение было бы для меня не увлекательным делом, а очень трудной работой, требующей колоссального терпения! Попробуете? (Ваш браузер должен поддерживать JavaScript)
...есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. В каждом классе всегда есть 1-2 ребенка с дислексией и об этом обязательно нужно знать учителю, психологу и логопеду. Источник
Полные, если можно так выразиться, тяжёлые дислектики встречаются редко, и они действительно совсем или почти совсем не способны воспринимать и воспроизводить письменную информацию. Чаще мы имеем дело с дислектиком, которому удалось с грехом пополам договориться со своими полушариями и наладить сложную, энергозатратную систему «дешифровки букв». Но именно с грехом пополам. Подросток-дислектик (всё, что написано ниже, относится не к первокласснику, а к ребёнку, который учится уже в третьем классе или старше) интеллектуально развит на возрастную норму, но всё равно:
  • переставляет буквы при чтении;
  • читает с ошибками, пытается угадывать слова по первым буквам;
  • читает медленно;
Читать далее
Можно провести самодиагностику дислексии.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге какого пальца было прикосновение. Если ребенок дал неправильных ответов более 30% — это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Это свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия. Источник
Дислексию еще называют словесной слепотой. У дислектиков развиты другие органы мировосприятия, точно так же, как у слепых развиты слух и пространственное ориентирование. Заставлять дислектика больше писать и читать не даст результата ни в письме, ни в чтении. Невольно вспоминается анекдот: "Что бы корова давала больше молока, её надо больше доить". Никому и в голову не придет заставлять хромого - бегать стометровку, или сказать слепому - смотри куда идешь, поэтому от дислектиков нельзя требовать того, что они не могут сделать. Единственная причина, по которой дислектик может читать - это его врожденная любознательность. Источник
Я всегда терпеливо относилась к детям, испытывающим трудности в чтении, письме и т.д. Может быть, потому что мой сын, как я теперь понимаю, был дислектиком. Он так и не выполнил норму техники чтения в школе, сколько бы мы ни старались. Он 100%-ный левша. До школы "зеркалил": писал не только буквы в зеркальном отображении, но и слова, начиная с конца. Правда, это не помешало ему успешно закончить школу, потом университет физической культуры, найти себя в спорте и получать удовлетворение от жизни!

Многие дислектики вошли в историю, став знаменитыми:
  • Том Круз пишет буквы в зеркальном отображении
  • Сказки Ганса Христиана Андерсена долгое время не публиковались, потому что редакторы не могли дочитать до конца безграмотные рукописи.
  • Маленькая Агата Кристи никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы,и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи делала множество орфографических ошибок
  • Петр Первый
  • Уолт Дисней
  • Генри Форд(американский конструктор)
  • Квентин Тарантино (режиссер,актёр)
  • Владимир Маяковский
  • Леонардо да Винчи
  • Томас Эдисон (изобретатель)
  • Альберт Эйнштейн
  • Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании)
  • Стивен Спилберг
  • Орландо Блум
  • Мерилин Монро и многие другие.
Надеюсь, что мои ученики, сейчас испытывающие те же трудности, не утратят веру в себя, вырастут счастливыми, а родители помогут им в этом.

4 коммент.:

Добрый вечер, Ирина Петровна! Какую интересную проблему затронули Вы! С большим интересом прочитала Ваш пост, который открыл мне глаза на многих детей. А ведь такая проблема может стать большим комплексом в жизни человека. Жаль, что в системе образования таким проблемам не уделяется должного внимания. А ведь всё могло быть намного иначе в судьбе многих людей. Думаю, со мной согласятся многие педагоги. Спасибо, Ирина Петровна, за ваше внимательное отношение к нашей работе.

Спасибо, Татьяна Николаевна, за Ваш отзыв! Рада, что материал оказался полезен.

Ирина Петровна, спасибо. Прекрасный материал, обязательно обсудим с коллегами. Спасибо за полезные и интересные ссылки. С чтением я справилась)

Спасибо, Анна Борисовна, за отзыв! Проблема, которую я подняла в блоге, на самом деле очень серьезная и распространенная. Только многие от нее отмахиваются, навешивая уже в первом классе детям обидные ярлыки.

Отправить комментарий

Ваши комментарии обязательно прочту и отвечу!
Чтобы Ваш комментарий не был анонимным, просто выберите в выпадающем списке внизу "имя/url" и впишите своё имя.