Памятки

Памятки по русскому языку

I. Фонетический разбор слова
1. Сколько в слове слогов, какой по счету ударный?
2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4. Количество звуков и букв в слове.

Образец: морковь – 2 слога, 2-й ударный, 2 гл., 4 согл.

м – [м] – согл., непарн., зв., тв.
о – [а] – гласн., безударн.
р – [р] – согл., непарн., зв., тв.
к – [к] – согл., парн., глух., тв.
о – [о] – гласн., ударн.
в – [ф'] – согл., парн., глух., мягк.
ь – ______

7 букв, 6 звуков

II. Морфологический разбор имени существительного

1. Часть речи.
2. Начальная форма (Им. п., ед. ч.).
3. Постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род;
  • склонение.
4. Непостоянные признаки:
  • падеж;
  • число.
5. Роль в предложении.

Пример: Легкий мороз покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., Им. п., ед. ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., В. п., ед. ч., вт. член.

III. Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед. ч., м. р., Им. п.).
3. Непостоянные признаки:
  • число;
  • род (только в ед. ч.);
  • падеж.
5. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.
Из душной (комнаты) – прилаг., душный, ед. ч., ж. р., Род. п., вт. член.

IV. Морфологический разбор глагола 

1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
  • вид;
  • спряжение.
4. Изменяемые признаки:
  • число;
  • время;
  • лицо (есть только у глаголов в настоящем и будущем времени);
  • род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим все дальше и дальше в лес.
Уходим – глаг., неопр. ф. уходить, 2 спр., мн. ч., наст, вр., 1 лицо, сказуемое.

V. Морфологический разбор местоимения
1. Часть речи.
2. Начальная форма (Им. п.).
3. Лицо.
4. Число.
5. Род (только в 3 лице ед. ч.).
6. Падеж.
7. Роль в предложении.

Пример: Пес бежит за ней, ласкаясь.
За ней – местоимение, нач. ф. – она, 3 л., ед. ч., ж. р., Тв. п., вт. член.

VI. Порядок разбора слова по составу
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

VII. Разбор предложения
1. Какое предложение по цели высказывания?
2. Какое предложение по интонации?
3. Распространенное оно или нераспространенное?
4. О ком или, о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Пример: После теплых дождей в лесу пошли грибы. (Повеств., невосклиц., распростр.)
Что? Грибы – это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это вт. член.
Пошли (когда?) после дождей – это вт. член.
После дождей (каких?) теплых – это вт. член.

Правила безопасности жизнедеятельности

Как избежать пожара

Нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
Брошенная ради баловства спичка может привести к тяжелым ожогам, травмам и последствиям для Вас и Ваших родителей;
Не поднимайте с земли и пола зажигалки, спички. Найденные зажигалки в руках могут взорваться.
Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в подъездах;
Не пытайтесь поджигать свои и чужие вещи;
Не играйте сами со спичками и следите, чтобы со спичками не шалили маленькие дети;
Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, аэрозольные упаковки;
Не играйте с электронагревательными приборами – от них, включенных в сеть и оставленных без присмотра, может произойти пожар;
Нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
Нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
Нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;Если пожар все-таки произошел, вы должны знать, что необходимо сделать в первую очередь:
  • немедленной вызывайте пожарных по телефону «101» или «112», не забудьте назвать свою фамилию и точный адрес пожара, позовите на помощь взрослых;
  • срочно покиньте задымленное помещение.
Ребята! Помните эти правила всегда, разъясняйте их своим друзьям и товарищам!

Инструкция по электробезопасности для учащихся школы
Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: сначала подключите шнур к прибору, а затем к сети. Отключение электроприбора производится в обратной последовательности: шнур выдернуть из розетки, а затем вынуть из прибора.
Уходя из комнаты или из дома (квартиры), обязательно выключите работающие электроприборы (утюг, телевизор, электроплита, электрочайник, компьютер и т.д.).
Не вставляйте и не вытаскивайте вилку в розетку или из розетки мокрыми руками.
Не тяните за шнур электроприбора ( брать руками только вилку шнура), может произойти обрыв провода и ударить электрическим током.
Не подходить и не трогать руками оголенный электрический провод.
Не пользуйтесь утюгом, электрическим чайником, электрической плиткой без специальной подставки.
Не дотрагивайтесь до нагреваемой кипятильником воды.
Не протирайте включенные электрические приборы мокрой или влажной тряпкой.
Не подвешивайте цветочные горшки над электрическими приборами или проводами.
Не гасите загоревшиеся электрические приборы водой.
Не трогайте руками провисшие или лежащие на земле электропровода.
Не влезайте на электрические столбы линий электропередачи.
Не пытайтесь проникнуть (открывать) электрощитовые, трансформаторные подстанции, распределительные устройства. Это приведет к гибели или ожогам большой степени.
Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочек.
Не проводите ремонт электроприборов при их включенном состоянии.
Не вставляйте в электрические розетки посторонние предметы.При возгорании электрических приборов немедленно вызывайте пожарную охрану по телефонам 01, 21 – 001

2 коммент.:

спасибо огромное. с Марусиной забывчивостью, Ваш блог нас очень выручает :))

Отправить комментарий

Ваши комментарии обязательно прочту и отвечу!
Чтобы Ваш комментарий не был анонимным, просто выберите в выпадающем списке внизу "имя/url" и впишите своё имя.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.